Пояснения к договорным отношениям
Пояснения к договорным отношениям
Подарочная пластиковая карта изготавливлена по заказу "Торговым Домом КЕРХЕР" для проведения маркетинговой акции по привлечению большего количества покупателей, увеличению объема продаж и выручки. Карты можно приобрести в магазине или получить их в подарок при покупке товаров на определенную сумму. Она может быть выдана на фиксированную сумму или с указанием определенной суммы по желанию самих клиентов, если продавец имеет техническую возможность для оказания такой услуги.
Карты являются не именными, и правом на получение по ним товаров, работ или услуг обладает любой держатель карты в пределах ее номинала и с учетом установленного срока действия. Истечение данного срока является основанием не только для отказа в предоставлении потребителям соответствующих продуктов, но и для отказа в возврате уплаченной им денежной суммы за приобретение самой карты. Такие правила продавец специально оговаривает в условиях проведения акции и ссылается на них при возникновении споров с потребителями.
Учитывая, что соответствующие правила составляют условия заключаемого потребителем с продавцом публичного договора, уплачивая ему денежные средства и получая карту, он тем самым присоединяется к таким условиям. Продавец может ссылаться на то, что у потребителя была свобода выбора заключения договора и до его сведения была доведена вся необходимая информация об услуге и о ее основных потребительских свойствах. При наличии у него каких-либо сомнений он был не лишен возможности обратиться за получением дополнительных разъяснений. При таких обстоятельствах, приняв условия договора без замечаний, потребитель обязан их выполнять надлежащим образом, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. 309–310 ГК РФ).
Продавец свои обязательства, предусмотренные договором, перед потребителем выполнил в полном объеме и надлежащим образом, передав ему карту и обеспечив возможность в пределах всего заявленного срока ее действия получить оговоренное исполнение. При отсутствии доказательств уклонения с его стороны от предоставления товаров, работ или услуг потребителю по его обращениям оснований считать его действия незаконными и нарушающими права потребителя не имеется.
Потребитель не был лишен возможности активировать свою карту и вовремя обратиться к продавцу, передать ее третьим лицам в подарок или на иных условиях по своему усмотрению либо подать заявление о продлении срока действия, если такая возможность была предусмотрена в правилах проведения акции.
Не воспользовавшись ни одним из названных правомочий, потребитель тем самым добровольно принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий, что исключает возможность привлечения к какой-либо ответственности продавца, который действовал добросовестно и в рамках предоставленных ему законом и договором правомочий.
Правовая природа подарочной карты
Подарочная карта, или сертификат, представляет собой документ, дающий право на получение соответствующих товаров, работ или услуг в согласованном объеме и в рамках определенного периода времени. Подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром не является и никакой имущественной ценности, кроме удостоверения права на получение услуг, в себе не несет.
В связи с этим уплаченную за ее приобретение денежную сумму нельзя рассматривать как плату за данный документ, поскольку отдельно от заложенной в нем ценности он никакого самостоятельного имущественного блага не создает, равно как и не влечет какой-либо иной положительный экономический эффект для него. При таких обстоятельствах внесенную денежную сумму следует рассматривать как аванс (предоплату) за предоставление в дальнейшем исполнения продавцом услуг в соответствии с условиями проведения маркетинговой акции.
Предоставление потребителю возможности выбора в пределах срока действия подарочной карты тех или иных продуктов в качестве самостоятельной услуги рассматривать нельзя, так как никаких прав за ним он не резервирует, и закон, строго говоря, ему подобных условий для маневра не создает (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Продавец вправе отказать потребителю в предоставлении соответствующего исполнения, если тот к нему обратился за пределами согласованного срока, поскольку закону такое договорное условие само по себе не противоречит. В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В рассматриваемом случае продавец в условиях реализации и использования своих подарочных карт предусмотрел условие о том, что они могут быть предъявлены в счет оплаты товаров, работ или услуг исключительно в пределах срока их действия. Фактически такое условие свидетельствует о согласовании между сторонами срока действия договора, по истечении которого все обязательства сторон прекращаются.
Некоторые суды при рассмотрении таких требований исходят из того, что подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром или услугой не является, так как представляет собой всего лишь документ, удостоверяющий право ее держателя на получение их в дальнейшем при предъявлении в магазинах соответствующей торговой сети в пределах заявленного срока действия.
Соответственно в данном случае, учитывая исключительно субъектный состав данных правоотношений, без индивидуализации объекта, относительно характеристик которого потребитель может заявить о нарушении своих прав, основания для распространения на них норм Закона № 2300-1 не имеется. Если потребитель в пределах срока действия подарочной карты выбор соответствующих товаров или услуг не сделал, то нет и оснований для вывода о том, что между ним и продавцом сложились правоотношения, подпадающие под регулирование Закона.
Подарочную карту (сертификат) держатель планирует использовать для своих личных, семейных и бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Данный документ дает право на получение приобретателем товаров, работ или услуг у продавца, который занимается их предоставлением на постоянной основе. Следовательно, складывающиеся между ними правоотношения подпадают под предмет регулирования Закона № 2300-1, а выдача карты до получения по ней исполнения правовую природу таких отношений.
Использование продавцом различных маркетинговых акций не должно снижать уровень правовых гарантий, предоставляемых потребителям, а также ставить их в неравное положение по сравнению с иными потребителями, которые приобретают товары и услуги на общих основаниях на условиях разовых сделок купли-продажи. В первом случае речь идет также об их возмездном приобретении с той только несущественной разницей, что деньги в качестве аванса вносятся заранее, и потребитель располагает возможностью в дальнейшем в пределах срока действия подарочной карты реализовать выбор продукции.
Единственное, что может вывести отношения держателя подарочной карты за рамки Закона № 2300-1, – так это сведения о том, что карту он приобрел не за плату, а получил ее в подарок от третьего лица, которое ее приобретало. В такой ситуации отношения, связанные с возмездным приобретением карты (сертификата), складываются между иными лицами, что конечного держателя лишает правовых гарантий, которыми закон наделяет потребителя.
В заключение также необходимо отметить, что и в пределах срока действия подарочной карты у потребителя имеется определенный набор правомочий. Так, до обращения за получением тех или иных продуктов потребитель до истечения срока действия заключенного договора вправе вообще отказаться от него и потребовать возврата уплаченной суммы.
Карты являются не именными, и правом на получение по ним товаров, работ или услуг обладает любой держатель карты в пределах ее номинала и с учетом установленного срока действия. Истечение данного срока является основанием не только для отказа в предоставлении потребителям соответствующих продуктов, но и для отказа в возврате уплаченной им денежной суммы за приобретение самой карты. Такие правила продавец специально оговаривает в условиях проведения акции и ссылается на них при возникновении споров с потребителями.
Учитывая, что соответствующие правила составляют условия заключаемого потребителем с продавцом публичного договора, уплачивая ему денежные средства и получая карту, он тем самым присоединяется к таким условиям. Продавец может ссылаться на то, что у потребителя была свобода выбора заключения договора и до его сведения была доведена вся необходимая информация об услуге и о ее основных потребительских свойствах. При наличии у него каких-либо сомнений он был не лишен возможности обратиться за получением дополнительных разъяснений. При таких обстоятельствах, приняв условия договора без замечаний, потребитель обязан их выполнять надлежащим образом, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. 309–310 ГК РФ).
Продавец свои обязательства, предусмотренные договором, перед потребителем выполнил в полном объеме и надлежащим образом, передав ему карту и обеспечив возможность в пределах всего заявленного срока ее действия получить оговоренное исполнение. При отсутствии доказательств уклонения с его стороны от предоставления товаров, работ или услуг потребителю по его обращениям оснований считать его действия незаконными и нарушающими права потребителя не имеется.
Потребитель не был лишен возможности активировать свою карту и вовремя обратиться к продавцу, передать ее третьим лицам в подарок или на иных условиях по своему усмотрению либо подать заявление о продлении срока действия, если такая возможность была предусмотрена в правилах проведения акции.
Не воспользовавшись ни одним из названных правомочий, потребитель тем самым добровольно принял на себя риск наступления неблагоприятных последствий, что исключает возможность привлечения к какой-либо ответственности продавца, который действовал добросовестно и в рамках предоставленных ему законом и договором правомочий.
Правовая природа подарочной карты
Подарочная карта, или сертификат, представляет собой документ, дающий право на получение соответствующих товаров, работ или услуг в согласованном объеме и в рамках определенного периода времени. Подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром не является и никакой имущественной ценности, кроме удостоверения права на получение услуг, в себе не несет.
В связи с этим уплаченную за ее приобретение денежную сумму нельзя рассматривать как плату за данный документ, поскольку отдельно от заложенной в нем ценности он никакого самостоятельного имущественного блага не создает, равно как и не влечет какой-либо иной положительный экономический эффект для него. При таких обстоятельствах внесенную денежную сумму следует рассматривать как аванс (предоплату) за предоставление в дальнейшем исполнения продавцом услуг в соответствии с условиями проведения маркетинговой акции.
Предоставление потребителю возможности выбора в пределах срока действия подарочной карты тех или иных продуктов в качестве самостоятельной услуги рассматривать нельзя, так как никаких прав за ним он не резервирует, и закон, строго говоря, ему подобных условий для маневра не создает (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Продавец вправе отказать потребителю в предоставлении соответствующего исполнения, если тот к нему обратился за пределами согласованного срока, поскольку закону такое договорное условие само по себе не противоречит. В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В рассматриваемом случае продавец в условиях реализации и использования своих подарочных карт предусмотрел условие о том, что они могут быть предъявлены в счет оплаты товаров, работ или услуг исключительно в пределах срока их действия. Фактически такое условие свидетельствует о согласовании между сторонами срока действия договора, по истечении которого все обязательства сторон прекращаются.
Некоторые суды при рассмотрении таких требований исходят из того, что подарочная карта (сертификат) сама по себе товаром или услугой не является, так как представляет собой всего лишь документ, удостоверяющий право ее держателя на получение их в дальнейшем при предъявлении в магазинах соответствующей торговой сети в пределах заявленного срока действия.
Соответственно в данном случае, учитывая исключительно субъектный состав данных правоотношений, без индивидуализации объекта, относительно характеристик которого потребитель может заявить о нарушении своих прав, основания для распространения на них норм Закона № 2300-1 не имеется. Если потребитель в пределах срока действия подарочной карты выбор соответствующих товаров или услуг не сделал, то нет и оснований для вывода о том, что между ним и продавцом сложились правоотношения, подпадающие под регулирование Закона.
Подарочную карту (сертификат) держатель планирует использовать для своих личных, семейных и бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Данный документ дает право на получение приобретателем товаров, работ или услуг у продавца, который занимается их предоставлением на постоянной основе. Следовательно, складывающиеся между ними правоотношения подпадают под предмет регулирования Закона № 2300-1, а выдача карты до получения по ней исполнения правовую природу таких отношений.
Использование продавцом различных маркетинговых акций не должно снижать уровень правовых гарантий, предоставляемых потребителям, а также ставить их в неравное положение по сравнению с иными потребителями, которые приобретают товары и услуги на общих основаниях на условиях разовых сделок купли-продажи. В первом случае речь идет также об их возмездном приобретении с той только несущественной разницей, что деньги в качестве аванса вносятся заранее, и потребитель располагает возможностью в дальнейшем в пределах срока действия подарочной карты реализовать выбор продукции.
Единственное, что может вывести отношения держателя подарочной карты за рамки Закона № 2300-1, – так это сведения о том, что карту он приобрел не за плату, а получил ее в подарок от третьего лица, которое ее приобретало. В такой ситуации отношения, связанные с возмездным приобретением карты (сертификата), складываются между иными лицами, что конечного держателя лишает правовых гарантий, которыми закон наделяет потребителя.
В заключение также необходимо отметить, что и в пределах срока действия подарочной карты у потребителя имеется определенный набор правомочий. Так, до обращения за получением тех или иных продуктов потребитель до истечения срока действия заключенного договора вправе вообще отказаться от него и потребовать возврата уплаченной суммы.